Меню KDT

logo.jpg?_=1701936481
Астана қаласы №42 орта мектебі


+7 (7172) 24 84 05

«Это нужно живым…»

Приближается величайший праздник всего человечества – семьдесят лет победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых ветеранов, искажаются факты, значимость Победы. Поэтому очень важно донести правду о войне тем, кто живёт в XXI веке.


 г.Астана

СШ№42

                            Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

( в рамках недели русского языка и литературы)

 

Литературно-музыкальная

композиция

 

«Это нужно живым…»

                                  Бекбаева А.Б.

                                            учитель русского языка и литературы

 2014-2015 учебный год

 

Приближается величайший праздник всего человечества – семьдесят лет победы в самой жестокой, кровопролитной и разрушительной войне. С каждым годом всё дальше и дальше в прошлое уходят от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся живых ветеранов, искажаются факты, значимость Победы. Поэтому очень важно донести правду о войне тем, кто живёт в XXI веке.

     Как луч лазера, живые рассказы, свидетельства и факты должны пробиться в сознание и души детей, чтобы они раз и навсегда возненавидели фашизм и поняли, как он опасен и бесчеловечен.

     Отобранный для мероприятия материал никого не должен оставить равнодушным, должен затронуть самые глубины человеческих душ.

     Данная разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание патриотических качеств, гражданственности, идеалов гуманизма и справедливости, способности переносить чужую боль, пережитую реальными людьми в военное лихолетье.

      Тема войны принадлежит истории, но использование мультимедийных средств даёт возможность перенестись в те годы, одновременно эффективно воздействуя на эмоции и чувства участников и зрителей.

      Данное мероприятие посвящено памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужасы войны.

 

Цели мероприятия:

 

       Методы организации деятельности обучающихся: словесный, наглядный, интерактивный, частично-поисковый.

.

Оборудование:

записи песен военных лет, проектор, компьютер, мультимедийная презентация, кинофрагменты.

Сценарий литературно-музыкального  представления

«Это нужно живым…»

 

1-й ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

2-й ведущий: И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.

1-й ведущий:  Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

2-й ведущий: Ещё живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий: Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожжённых деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чём думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий:  Об этом могут рассказать они сами.

2-й ведущий: Те, кто видел эту войну.

1-й ведущий: Те, кто выжил в эту войну.

2-й ведущий: Те, кто ещё живы.

1-й ведущий:  Тем, кому 70 лет назад не было 16…

2-й ведущий: Тем, чьё детство опалено огнём Великой Отечественной войны, посвящается…

 

Чтец-девушка:

Опять война,  Опять блокада, - А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: "Не надо,  Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали  Стихов достаточно вполне".

И может показаться: Правы И убедительны слова. Но даже если это правда, Такая правда Не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она, как сила, нам нужна.

      Демонстрируется клип «Журавли» и поется песня «Журавли» /дуэт-Аманбаева Т., Урустемова Н./

 

Чтец:

Глянь на живых, пока они живые… Запомни шрамы их и седину. Их мужество в те годы грозовые Спасло от рабства вольную страну. Глянь на живых. Они ведь смерть встречали. И смерть поныне снится им порой. Они грустят, они скорбят ночами О тех друзьях, что спят в земле сырой… И помни ты, живой и невредимый, Довольный положеньем и судьбой, Что мы до той поры непобедимы,

Покамест память павшего с тобой!  

 

 

(стихи под мелодию песни «С чего начинается Родина?»)

 

Ученик 1:     Июнь…  Клонился  к вечеру закат,

                       И белой ночи разливалось море.

                       И раздавался звонкий смех ребят,

                       Не знающих, не ведающих     горя.

 

Ученик 2:    Июнь. Тогда ещё не знали мы,

                      Со школьных вечеров шагая,

                      Что завтра будет первый день войны,

                      А кончится она лишь в 45 –м, в мае.

 

Ученик 3:    Казалось,  было холодно цветам,

                       И от росы они слегка поблёкли.

                       Зарю, что шла по травам и кустам

                       Обшарили немецкие бинокли.

 

Ученик4:     Такою всё дышало тишиной,

                       Что вся земля ещё спала, казалось,

                        Кто знал, что между миром и войной

                        Каких – то пять минут осталось!

 

( Под мелодию «Довоенный вальс»  несколько девочек танцуют вальс.  Мелодия обрывается…Звучат разрывы бомб и снарядов. Затем – запись голоса Левитана  о начале войны. Звучит фрагмент  песни  «Священная война»)

 

1-й вед.:      Вы помните этот день?

2 –й вед.:     А вы?

1-й вед:       Война – 4 года.

2-й вед:      1418 дней.

1-й вед:      27 миллионов погибших советских людей

2-й вед:      Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли.

 1-й вед:           Это значит 13 человек каждую минуту.

 

 2 Ведущий:   Мужчины уходили из деревни один за другим, изо дня в день все   на фронт.

 Звучит «Прощание славянки» читаются стихи

 

1 чтец

Перед нашей Родиной мы сочтемся славою, Все, кто кровью собственной породнился с ней. Шла война великая, шла война кровавая Тысяча четыреста восемнадцать дней.

2 чтец Нас война отметила метиной особою, В жизни нет и не было ничего трудней, Метиной особою, самой высшей пробою Тысяча четыреста восемнадцать дней.

3  чтец

Наградила нас она фронтовым содружеством, Не было содружества крепче и родней, Под огнем, под пулями закалялось  мужество Тысяча четыреста восемнадцать дней.

4 чтец

Сколько горя вынесло наше поколение, Каждый день теряли мы фронтовых друзей, Каждый день, задумайтесь, день поминовения, Тысяча четыреста восемнадцать дней.

5 чтец Как я это выдюжил, до сих пор не ведаю, Самому мне встретилась тысяча смертей, Только майский светлый день увенчал Победою Тысячу четыреста восемнадцать дней.

6  чтец Нами было сделано все во имя Родины, И еще послужим мы Родине своей, Всё теперь под силу нам, если нами пройдены Тысяча четыреста восемнадцать дней.

 

2 Ведущий:  - Дети и война… Нет более несовместимого на свете, чем это – дети и война. Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское.

Чтец:

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашел,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу замерзавшем,

Среди подступавшей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

...Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка.

 

1 Ведущий: Война украла у детей детство. Сколько горя видели они в эти годы.

Чтец 1: Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Чтец 2: Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

Чтец 3: Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее и кричали: «Юде!..»

Чтец 4: Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Чтец 5: Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист…

    1   Ведущий:  Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, весёлым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула всё, принесла им страдания, слёзы, лишения.

2 Ведущий:  На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.  В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. Детей отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами для немецких солдат. Кровь брали, пока ребёнок не умирал.

На слайде кадр «Дети за решеткой».

 

1 Ведущий:

Неугасима память поколений     И память тех, кого так свято чтим,     Давайте, люди, встанем на мгновение     И в скорби постоим и помолчим. 

Минута молчания. (метроном)

 

1  Ведущий:  На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его? Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками. «Я родом из детства», - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рожден вспоминать о себе каждый человек. Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головой, так напоминающей наш маленький земной шар.

 

2 Ведущий.

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

повзрослели они до поры.

На пороге едва замаячили

и ушли за солдатом солдат…

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад!

 

1-й ведущий.

Именно они, молодые солдаты, вынесли на своих плечах основную тяжесть войны. Такие, как удалой солдат Василий Теркин — герой поэмы А. Твардовского.

 

(инсценировка фрагментов из главы «Гармонь» из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»)

Чтец:

                      Только взял боец трехрядку,

                      Сразу видно - гармонист.

                      Для началу, для порядку

                      Кинул пальцы сверху вниз.

 

                      Позабытый деревенский

                      Вдруг завел, глаза закрыв,

                      Стороны родной смоленской

                      Грустный памятный мотив,

 

                      И от той гармошки старой,

                      Что осталась сиротой,

                      Как-то вдруг теплее стало

                      На дороге фронтовой.

 

                      От машин заиндевелых

                      Шел народ, как на огонь.

                      И кому какое дело,

                      Кто играет, чья гармонь.

 

                      Только двое тех танкистов,

                      Тот водитель и стрелок,

                      Все глядят на гармониста -

                      Словно что-то невдомек.

 

                      Что-то чудится ребятам,

                      В снежной крутится пыли.

                      Будто виделись когда-то,

                      Словно где-то подвезли...

 

                      И, сменивши пальцы быстро,

                      Он, как будто на заказ,

                      Здесь повел о трех танкистах,

                      Трех товарищах рассказ.

 

                      Не про них ли слово в слово,

                      Не о том ли песня вся.

                      И потупились сурово

                      В шлемах кожаных друзья.

 

                      А боец зовет куда-то,

                      Далеко, легко ведет.

                      - Ах, какой вы все, ребята,

                      Молодой еще народ.

 

                      Я не то еще сказал бы, -

                      Про себя поберегу.

                      Я не так еще сыграл бы, -

                      Жаль, что лучше не могу.

 

                      Я забылся на минутку,

                      Заигрался на ходу,

                      И давайте я на шутку

                      Это все переведу.

 

                      Обогреться, потолкаться

                      К гармонисту все идут.

                      Обступают.

                                - Стойте, братцы,

                      Дайте на руки подуть.

 

                      - Отморозил парень пальцы, -

                      Надо помощь скорую.

 

                      - Знаешь, брось ты эти вальсы,

                      Дай-ка ту, которую...

 

                      И опять долой перчатку,

                      Оглянулся молодцом

                      И как будто ту трехрядку

                      Повернул другим концом.

 

                      И забыто - не забыто,

                      Да не время вспоминать,

                      Где и кто лежит убитый

                      И кому еще лежать.

 

                      И кому траву живому

                      На земле топтать потом,

                      До жены прийти, до дому, -

                      Где жена и где тот дом?

 

                      Плясуны на пару пара

                      С места кинулися вдруг.

                      Задышал морозным паром,

                      Разогрелся тесный круг.

 

                      - Веселей кружитесь, дамы!

                      На носки не наступать!

 

                      И бежит шофер тот самый,

                      Опасаясь опоздать.

 

                      Чей кормилец, чей поилец,

                      Где пришелся ко двору?

                      Крикнул так, что расступились:

 

                      - Дайте мне, а то помру!..

 

                      И пошел, пошел работать,

                      Наступая и грозя,

                      Да как выдумает что-то,

                      Что и высказать нельзя.

 

                      Словно в праздник на вечерке

                      Половицы гнет в избе,

                      Прибаутки, поговорки

                      Сыплет под ноги себе.

 

                      Подает за штукой штуку:

                      - Эх, жаль, что нету стуку,

                      Эх, друг,

                      Кабы стук,

                      Кабы вдруг -

                      Мощеный круг!

                      Кабы валенки отбросить,

                      Подковаться на каблук,

                      Припечатать так, чтоб сразу

                      Каблуку тому - каюк!

 

                      А гармонь зовет куда-то,

                      Далеко, легко ведет...

 

                      Нет, какой вы все, ребята,

                      Удивительный народ.

 

                      Хоть бы что ребятам этим,

                      С места - в воду и в огонь.

                      Все, что может быть на      свете,

                      Хоть бы что - гудит гармонь.

                      Выговаривает чисто,

                      До души доносит звук.

                      И сказали два танкиста

                      Гармонисту:

                      - Знаешь, друг...

                      Не знакомы ль мы с тобою?

                      Не тебя ли это, брат,

                      Что-то помнится, из боя

                      Доставляли мы в санбат?,

                      Вся в крови была одежа,

                      И просил ты пить да пить...

 

                      Приглушил гармонь:

                      - Ну что же,

                      Очень даже может быть.

 

                      - Нам теперь стоять в ремонте.

                      У тебя маршрут иной.

                      - Это точно...

                      - А гармонь-то,

                      Знаешь что, - бери с собой.

 

                      Забирай, играй в охоту,

                      В этом деле ты мастак,

                      Весели свою пехоту.

                      - Что вы, хлопцы, как же так?..

 

                      - Ничего, -сказал водитель, -

                      Так и будет. Ничего.

                      Командир наш был любитель,

                      Это - память про него...

 

                      И с опушки отдаленной

                      Из-за тысячи колес

                      Из конца в конец колонны:

                      "По машинам!" - донеслось.

 

                      И опять увалы, взгорки,

                      Снег да елки с двух сторон...

                      Едет дальше Вася Теркин, -

                      Это был, конечно, он.

 

1 Ведущий: (на фоне мелодии песни «Тёмная ночь») Странное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла вам выстоять, выжить и победить.

2 Ведущий: Она жила в ваших сердцах, звучала в ваших песнях, читалась в строчках ваших писем. Пусть завидуют люди других поколений той любви, которой вы любили, что жила и осталась жить в душах ваших любимых.

 

 песня «Тёмная ночь»/ Ербатыр Тлек/

.

Юноша.  

Когда же я увижу снова

Твои дрожащие ресницы...

Когда же я увижу снова

Твои печальные глаза...

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово,

Война велит нам разлучиться.

Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.

В огонь уходят поезда.

Девушка.     

Не забывайте кровь, разлуки,

Сердца, сожженные войною.

Не забывайте кровь, разлуки

Во имя тех священных дней.

Пусть в цепь одну сомкнутся руки,

Пусть плечи вырастут стеною.

Пусть в цепь одну сомкнутся руки

И заслонят любовь людей.

 

Исполняется  песня «Смуглянка-молдаванка»/ Шакизинова Акнур/

 

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.  Только очень жди,  Жди, когда наводят грусть  Желтые дожди,  Жди, когда снега метут,  Жди, когда жара,  Жди, когда других не ждут,  Позабыв вчера.  Жди, когда из дальних мест  Писем не придет,  Жди, когда уж надоест  Всем, кто вместе ждет.  Жди меня, и я вернусь,  Не желай добра  Всем, кто знает наизусть,  Что забыть пора.  Пусть поверят сын и мать  В то, что нет меня,  Пусть друзья устанут ждать,  Сядут у огня,  Выпьют горькое вино  На помин души...  Жди. И с ними заодно  Выпить не спеши.  Жди меня, и я вернусь,  Всем смертям назло.  Кто не ждал меня, тот пусть  Скажет: - Повезло.  Не понять, не ждавшим им,  Как среди огня  Ожиданием своим  Ты спасла меня.  Как я выжил, будем знать  Только мы с тобой,-  Просто ты умела ждать,  Как никто другой. 

 

Исполняется песня «Если б не было войны»/ Урустемова Наргиз/

 

Чтец

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мертвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

 

2 Ведущий:  Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина-мать.

 

Мужской голос.

Да разве об этом расскажешь —

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила долю свою.

И все — без конца и без счета —

Печали, труды и заботы

На голову пали твою.

Фонограмма AveMaria или Реквием

Разыгрывается сценка.

Мать.

Мой мальчик, как долго тебя я ждала! И вдруг я услышала зов Победы. Я уж на стол все собрала, Я жду тебя, а тебя все нету. Слетела давно вся пыль с черемух. Мой мальчик, ты где потерялся? Наш дом уже полон друзей и знакомых, Ты только один остался.

Сын.

Мама, ты знаешь, я виноват, Я виноват перед тобой. Я собирался вернуться назад, И вдруг тот последний бой. Бой уже после конца войны, Но фрицы не знали этого. Нервы у всех оголены, Наверно, я пал поэтому. Я умер, мама, прости меня, Постой за меня у калитки. А если Варя спросит меня, Скажи, что любовь не ошибка.

Мать.

Мой мальчик, не уходи, постой! Давай мы выберем путь другой. Другой умрет в том последнем бою, Пусть он оставит любовь свою.

Сын.

Ах, мама, другой – ведь мне он брат, Он также ни в чем не виноват. Раз выпало пасть мне в последнем бою, Так я унесу любовь свою. Прости меня, мама!

 

Исполняется песня « Ты же выжил солдат»/ Аманбаева Т./

 

Чтец 1.

Как горько нам стоять у обелисков И видеть там скорбящих матерей! Мы головы свои склоняем низко. Земной поклон за ваших сыновей!

 

Чтец 2.

Ложатся цветы на могильные плиты. Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!

 

Чтец.

В ПАРКЕ У МАМАЕВА КУРГАНА

В парке у Мамаева кургана

Посадила яблоню вдова,

Прикрепила к яблоне дощечку,

На дощечке вывела слова:

«Муж мой был на фронте лейтенантом,

Он погиб в сорок втором году,

Где его могила, я не знаю,

Так сюда поплакать я приду».

 Посадила девушка березу:

«Своего не знала я отца,

Знаю только, что он был матросом,

Знаю, что сражался до конца».

Посадила женщина рябину:

«В госпитале умер он от ран,

Но свою любовь я не забыла,

Потому хожу я на курган».

Пусть с годами надписи сотрутся,

Их никто не сможет прочитать.

Будет к солнцу дерево тянуться

И весною птицы прилетать.

И стоят деревья, как солдаты,

И в буран стоят они, и в зной.

С ними те — погибшие когда-то —

Оживают каждою весной.

 

Ученик 1:    Нет, нам не нужны ни раздоры, ни войны!

                      Пусть звёзды горят и кричат журавли!

 

Ученик 2:    И радуясь миру, светло и спокойно

                      Пусть бьётся огромное сердце земли!

 

Ученик 3:   Словно заря, выйдя из тьмы,

                      Вспыхнут цветы и песни!   

          

  (выходят все участники композиции)      

 

Ученик 4:     Мир – это Я!

                       Мир – это ТЫ!

Все хором:   Мир – это  МЫ все ВМЕСТЕ!

 

Демонстрируется клип на песню Т.Недельской «Ты помни» /Байдалина З. / (участники поют)

 

Чтец

Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

  (хором)   помните!

 


Пікір жоқ
1615 қаралды
Авторы: 42mektep
Қосылды: 09.04.2015 в 00:00

Choose Color